Вояджер — беспосадочный полёт вокруг земного шара

  • admin
  • 20.03.2021
  • 0

Вояджер - беспосадочный полёт вокруг земного шара

(UfoSpace) Утром 14 декабря 1986 года на взлётной полосе военно-воздушной базы Эдвардс (США) стоял готовый к полёту самолёт необычного вида. Рядом с ним находился его экипаж — пилоты Дик Рутан и Джина Йигер. Бывший лётчик-истребитель и опытный пилот спортивных самолётов приготовились к свершению исторического полёта вокруг земного шара.

Самолёт Вояджер — история кругосветного полёта

Для осуществления полёта вокруг земного шара без посадки и дозаправки в воздухе потребовалось создание уникального самолёта, построенного из новых материалов с применением современной технологии.

Взлетит или не взлетит?

Ещё в 1981 году пилоты Дик Рутан и Джина Йигер организовали фирму «Вояджер Эйркрафт» (Voyager Aircraft Inc), для создания самолёта, способного осуществить беспосадочный, без дозаправки, кругосветный перелёт. Брат Дика, Бёрт Рутан, известный авиаконструктор, создал серию лёгких самолётов, в основном для развлекательных целей. Но новый проект имел принципиальные отличия. Бёрт подсчитал: для того чтобы нести запас топлива, Достаточный для полёта вокруг Земли, корабль обычной конструкции из алюминия должен иметь размеры авианосца! Нужно было найти новое решение. Вот почему аппарат, получивший имя «Вояджер» («Путешественник»), был почти целиком построен из очень лёгких и прочных композитных материалов, в первую очередь, из очень прочного и жёсткого сотовидного материала, заключённого между двумя упругими слоями графито«Вояджер» за несколько минут до старта на военно-воздушной базе Эдварс
Вого волокна. Он весил (без топлива) всего 1020 килограммов, примерно столько же, сколько малолитражный автомобиль.

Братья Рутан и Джина Йигер, словно механики-кустари прошлого, буквально «лепили» «Вояджер» своими руками, проявляя изобретательность. К примеру, для спекания многослойного композитного материала они использовали самодельную печь, построенную ими из гофрированного кровельного материала и деталей кухонной плиты. Что касается «пламенных моторов», их изготовила компания «Теледайн». Передний — четырёхцилиндровый поршневой двигатель воздушного охлаждения, задний — шестицилиндровый двигатель жидкостного охлаждения.

Особенностью «Вояджера» были длинные, как у планера, крылья. По их размаху (33,77 метра) самолёт Рутана превосходил «Боинг-727». Но в остальном «Вояджер» был приспособлен для полётов с малой скоростью — максимум 120 миль в час (193 км/ч) — на небольших высотах.

В тот исторический день, когда Дик и Джина приготовились к старту, плоскости (крылья), фюзеляж и продольные балки лёгкого самолёта были полностью загружены топливом, размещённым в 17 баках. Из-за груза крылья провисали почти что до взлётной полосы. Пилоты попрощались с родными и друзьями. Затем Дик ползком пробрался к единственному в самолёте сиденью, а Джина вытянулась на полу крошечной кабины и принялась читать вслух длинный перечень контрольно-проверочных операций. Скорость ветра едва достигала одного узла (1,85 км/ч) — практически полный штиль! Диспетчер разрешил взлёт.

Встреча с тайфуном

Ничто не предвещало неприятностей, но они тут же произошли. Когда «Вояджер» медленно двигался по взлётной полосе, члены наземного персонала вынуждены были бежать первые сотни метров, удерживая концы крыльев над бетонным покрытием, потому что концевые кромки опасно задевали взлётную полосу. Затем, как только «Вояджер» стал набирать скорость, наблюдатели сообразили, что, тяжело нагруженный топливом, он разогнался недостаточно быстро для того, чтобы вовремя оторваться от земли. Самолёт быстро приближался к концу взлётной полосы, возможно, навстречу катастрофе. Кромки крыльев были сильно повреждены, и их поднятые вверх «крылышки» угрожали оторваться, сорвав при этом обшивку и обнажив топливные баки.

Однако спустя несколько мгновений гибкие плоскости наконец-то поднялись вверх, и самолёт взлетел. Все облегчённо вздохнули. «Вояджер» направился в сторону Тихого океана, жужжа подобно огромной стрекозе.

48-летнему Рутану и 34-летней Йигер предстояло провести 9 или 10 дней в тесной негерметичной кабине шириной около метра и длиной 2, 3 метра. Они должны были выдержать оглушительный шум двигателей, от которого не могли полностью защитить даже специальные наушники. Необычная конструкция «Вояджера» служила источником различных неудобств, с которыми никогда не сталкиваются обычные пилоты. Так, например, плоскости большого удлинения, обладавшие исключительной гибкостью, могли прогибаться на 30 футов (9, 14 метра), поэтому даже незначительные завихрения, которые нельзя почувствовать в нормальном самолёте, подхватывали «Вояджер» и бросали его подобно лодке в бушующем море.

В первый день полёта над Тихим океаном, при курсе на Гавайские острова, особых трудностей не возникло. Пилоты поддерживали постоянную связь по радио через спутник «Сатком». Главный метеоролог аэродрома Мохаве (Калифорния) следил за полётом, используя фотографии спутников для того, чтобы предупреждать путешественников о неблагоприятных погодных условиях, ожидавших впереди. И неприятности вновь не замедлили последовать. К концу второго дня их ожидало суровое испытание — встреча с тайфуном «Мардж», сильнейшим штормом полосой почти в тысячу километров, в эпицентре которого скорость ветра достигала 120 км/ч. Рутан, маневрируя, удерживал самолёт как можно ближе к северной границе шторма с тем, чтобы использовать его сильные попутные ветры. Но опасность не миновала даже после того, как они прошли через тайфун.

Последние мили

На третий день пути «Вояджер» летел на обычной высоте 8000 футов (2438 метров) в районе Филиппинского архипелага. Погода стояла хорошая, был включён автопилот. В тесной кабине Дик дремал, откинув голову на кресло, а Джина растянулась на полу, правее от него, окружённая многочисленными приборами и необходимыми в полёте предметами; здесь находились также две канистры с питьевой водой и контейнеры с провиантом. Видимо, уставшие пилоты смогли наконец заснуть, потому что далеко не сразу отреагировали на радиозапросы. Выяснилось, что, маневрируя вокруг тайфуна, «Вояджер» израсходовал топлива больше, чем было рассчитано, поскольку передний двигатель работал на 15-20 часов дольше, чем планировалось. Никто теперь точно не знал, сколько осталось топлива, так как ради уменьшения веса «Вояджер» не был оснащён нужными датчиками, а ведь успех миссии зависел от того, хватит топлива или нет.

Но беда, как говорят, не приходит одна. На пятый день полёта — над Африкой — пилотам пришлось надеть кислородные маски.

Они поднялись на высоту 6000 метров, чтобы обойти зону турбулентности атмосферы, и при этом в течение нескольких часов использовали оба двигателя. Когда же «Вояджер» оказался над Атлантикой, направляясь к побережью Латинской Америки, возникла новая проблема: стал перегреваться задний двигатель, поскольку уставшие пилоты ранее забыли проконтролировать уровень масла. Мотор, чихнув несколько раз, заглох. Наземные диспетчеры передали на борт

Команду готовиться к аварийной посадке, однако Дику удалось исправить ошибку и запустить двигатель.

На заключительном этапе, когда «Вояджер», после того как сутки буквально крался между циклонами вдоль западного побережья США и Мексики, внезапно прекратилась подача горючего. Причём в тот же самый злополучный задний двигатель. Пришлось Джине лезть в правое крыло и отключать автоматическую помпу, — чтобы приступить к подаче горючего при помощи ручной помпы.

Дальше — больше. Отказал стартёр. Дик включил автопилот и полез в левое крыло, где находились предохранители электросистемы. Он смог завести стартёр, и мотор заработал. Затем включилась автоматическая помпа, Джина смогла вернуться в кабину.

Благодаря попутным ветрам «Вояджер» приземлился в заданном месте и даже с опережением графика. Он вернулся на базу Эдварде 23 декабря. Обессиленные многодневной болтанкой в воздухе, лётчики не могли выбраться из кабины без посторонней помощи. За девять суток Рутан и Йигер облетели вокруг земного шара, покрыв расстояние в 26 тысяч миль, без посадок и дозаправки в воздухе. До них на это не отваживался никто.

Журнал: Загадки истории №9, март 2021 года
Рубрика: Великие первопроходцы
Автор: Михаил Ефимов

Источник: ufospace.net

  • vkontakte
  • facebook
  • googleplus
  • twitter
  • linkedin
  • linkedin
Назад «
Вперед »

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новое на сайте

Метки