Крушение шести самолётов в окрестностях Суффхема

  • admin
  • 05.05.2021
  • 0

Крушение шести самолётов в окрестностях Суффхема

Техника — это штука крайне ненадёжная даже в наш век высоких технологий. Может выйти из строя в любой момент. Что уж говорить про середину прошлого столетия, когда только-только в эксплуатацию вошли реактивные истребители. Но даже по меркам того времени потеря сразу шести самолётов за один учебный вылет в мирное время — непозволительная роскошь.

Крупнейшая авиакатастрофа в Англии. Утро вечера мудренее

С авиабазы Уэст-Рейнхэм, что в графстве Норфолк, для проведения тренировки 8 февраля 1956 года в 10 часов 50 минут вылетели восемь реактивных истребителей Королевских военно-воздушных сил Hawker Hunter F1. У штурвалов шести из них были курсанты и только двумя управляли опытные лётчики-инструкторы. Курсанты должны были отработать технику ведения воздушного боя на высоте 14 км. Эти реактивные самолёты принадлежали Центральному истребительному научно-исследовательскому центру Королевских ВВС, который отвечал за разработку тактики истребительной авиации.

Одной из проблем «хантеров», и особенно их первых модификаций, был крайне малый запас топлива на борту. Максимум его могло бы хватить на час полёта. Но энергичные манёвры, которые совершали самолёты во время тренировочного вылета, сделали своё дело — керосин таял буквально на глазах. Самое время было возвращаться в родные пенаты. Но в изначальные планы вмешалась погода. Она над Уэст-Рейнхэмом ухудшилась настолько, что реактивные истребители не было никакой возможности принять, поэтому диспетчеры приняли решение о перенаправлении «хантеров» на соседнюю авиабазу Мархэм. База располагалась всего в каких-то 30 км от Уэст-Рейнхэма, поэтому по самым скромным подсчётам топлива должно было хватить с лихвой и на путь до Мархэма. При подлёте к авиабазе запас горючего у истребителей уже достигал критического уровня, но этого было все ещё достаточно для совершения посадки в штатном режиме.

За то время, что самолёты находились в пути, метеоусловия ухудшились и в Мархэме. Собственно, этого и следовало ожидать. В гонке наперегонки с погодой чудо авиатехники проиграло. С Северного моря пришла облачность вместе с густым туманом.

Истребители снизились до 600 м и построились парами — приготовились совершать посадку. Первая пара истребителей довольно быстро потеряла визуальный контакт друг с другом. Один самолёт из первой «двойки» благополучно совершил посадку, тогда как второй пролетел мимо над взлётно-посадочной полосой. Он смог относительно успешно приземлиться — немного выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы. Правда, приземление произошло не сразу. Прежде истребитель совершил три «круга почёта» над авиабазой.

Второй паре «хантеров» повезло значительно меньше. Сначала пилот одного из них пытался разглядеть в тумане посадочную полосу, а потом принял решение набрать высоту и катапультироваться. Пилот второго истребителя решил рискнуть, продолжил снижение и разбился вместе с самолётом в поле всего в нескольких километрах от посадочной полосы. Настала очередь заходить на посадку третьей паре истребителей. У одного истребителя из этой пары оставалось совсем мало горючего на борту. Первый заход на посадку оказался неудачным, а права на вторую попытку уже не было-топлива не было от слова «совсем».

Чтобы спасти свою жизнь, пилот принял решение катапультироваться. Посадка второго самолёта тоже не прошла гладко. Пилот совершил слишком низкий заход, и верхушки деревьев на его пути заставили резко увести истребитель вверх. Лётчик сделал ещё один круг над авиабазой на высоте 45 метров, после чего пошёл на снижение, но двигатель самолёта загорелся. Истребитель пролетел над посадочной полосой и приземлился на «брюхо» в поле, принадлежавшем местному землевладельцу майору сэру Питеру Робертсу. Этот англичанин отвёз уцелевшего пилота в полицейский участок городка Суоффхэм.

Два оставшихся лётчика, видимо, никогда не считали, что риск — дело благородное. Они решили не испытывать удачу и просто катапультировались. Повезло. Самолёты, оставшиеся без пилотов, упали на открытую местность в районе Суоффхэма, куда довольно быстро подоспели пожарные. Обошлось без жертв со стороны мирных жителей На земле, не пострадали и пилоты, экстренно покинувшие самолёт.

Разбор полёта

Понятно, что такое происшествие не могло остаться незамеченным. Не каждый день Королевские военно-воздушные силы теряют за несколько минут шесть самолётов. И это в мирное время во время тренировочного полёта на своей же территории! В британском парламенте стали искать ответ на главный вопрос «Что же пошло не так?».

Удалось сопоставить факты, и всплыла неутешительная информация. Оказалось, что годом ранее, в ноябре 1955 года, произошла аналогичная авария. Тогда ограниченные запасы топлива стали причиной того, что в группе из пяти самолётов, совершавших вылет (два из которых уже печально известные Hawker Hunter), три потерпели крушение на юго-востоке Англии. Годом ранее у самолётов также закончилось топливо после того, как плохие метеоусловия вынудили их переориентироваться на другой аэродром. Ничего не напоминает? Неужели британцы не учатся даже на своих ошибках?

Расследование началось уже на следующий день после катастрофы. Член британского парламента от Лейбористской партии Джордж Уигг пытался выяснить, не сломалась ли система захода на посадку по командам с земли (GCAS), которая используется для помощи при посадке в плохую погоду на обеих базах.

Найджел Берч, госсекретарь по вопросам авиации, подтвердил, что истребители были оснащены проблемными двигателями Rolls-Royce Avon. Их ставили на самолёты данного типа. Двигатели были полностью исправными. Дело в их производственных характеристиках. Благодаря такому «сердцу» от Rolls-Royce истребители имеют довольно короткую продолжительность полёта. Берч отметил, что в воздух с авиабазы самолёты поднялись при полной загрузке топливом.

А член парламента от Лейбористской партии Джон Стрейчи признался, что обеспокоен одним очевидным фактом — модернизированный Hawker Hunter F1 практически ничем не отличается от своих предшественников и не может выполнять эффективно свои функции.

Следствие о катастрофе самолётов

В апреле следующего года было завершено расследование произошедшего. Оказалось, что свои «пять копеек» в катастрофу внесли метеорологи. Решение вылететь в то роковое утро из Уэст-Рейнхэма, несмотря на плохую погоду, было принято, поскольку прогноз предполагал улучшение метеоусловий. В 9 часов 30 минут с той же авиабазы вылетел самолёт погодной разведки, который подтвердил прогноз метеорологов — погодные условия улучшатся. Также было установлено, что GCAS в Уэст-Рейнхэме была непригодна, как и предполагал Джордж Уигг, для эксплуатации, а в Мархэме она работала в штатном режиме.

Лётчики были проинструктированы о поведении в плохих метеоусловиях.

Они должны были вернуться на Уэст-Рейнхэм до 11:15. Для завершения тренировочного полёта было предоставлено достаточно времени.

Все шло по плану, а пилоты действовали согласно инструктажу. К 11:00 погода ухудшилась, лётчики возвращались на высоту 6 км над Уэст-Рейнхэмом. Началось снижение под контролем сотрудников авиабазы, но тут поступило сообщение, что погодные условия в Мархэме благоприятствуют спокойной визуальной посадке. Было принято решение отправить самолёты на посадку на соседнюю авиабазу. Якобы так безопаснее.

Самолёты направились к запасному аэродрому, параллельно готовясь к визуальной посадке. Погодные условия стали ухудшаться уже и над Мар-хэмом, горючее подходило к концу. Не оставалось уже ни времени, ни топлива, чтобы передать самолёт под контроль диспетчеров GCAS.

К моменту катастрофы над авиабазой в Мархэме облачность была на высоте 180 метров при видимости от 700 до 900 метров с моросью и туманом. Резкое ухудшение погоды было вызвано появлением обширных слоистых облаков, которые распространились над графством Норфолк с моря за короткое время. В суде удалось доказать, что главный виновник катастрофы — это погода, которая уж слишком резко ухудшилась. Но правильным ли было решение о переводе самолётов на посадку на соседнюю базу с учётом ухудшающихся метеоусловий? Суд признал, что такое решение стало ошибкой со стороны диспетчерского пункта в Уэст-Рейнхэме. Диспетчеры просто не осознавали, что авиабазы находятся недалеко друг от друга, поэтому любое ухудшение погоды в Уэст-Рейнхэме вскоре (читай сразу) повлияет на Мархэм.

В результате расследования дисциплинарные меры были приняты в отношении офицеров, ответственных за полёты в Уэст-Рейнхэме. Один офицер был отстранён от должности, а трое других — привлечены к дисциплинарной ответственности.
Произошедшее в феврале 1956 года дало понять — нужно гнаться не только за техническими характеристиками самолётов, но и не забывать про совершенствование обеспечения полётов на земле.

В середине XX столетия истребители Hawker Hunter F1 были самыми современными и сложными машинами в составе британских ВВС. Недостаток топлива, плохие метеоусловия и «пу-ляние» лётчиков диспетчерами между авиабазами — одни из самых нелепых причин, которые привели к потере шести современных реактивных истребителей за всего лишь 45 минут. Масла в огонь подливает то, что произошло это не где-нибудь, а в Великобритании, своеобразной авиадержаве, чьи Королевские ВВС принимали участие чуть ли не во всех миротворческих миссиях ООН и множестве боевых операций в самых разных уголках земного шара.

Журнал: Война и Отечество №10, октябрь 2020 года
Рубрика: Вячеслав Коротин
Автор: История авиации

Источник: ufospace.net

  • vkontakte
  • facebook
  • googleplus
  • twitter
  • linkedin
  • linkedin
Назад «
Вперед »

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новое на сайте

Метки